Версия для
слабовидящих

Основы религиозных культур и светской этики

Разработка урока «Совесть», Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы светской этики»

6 ноября 2016 г.

Автор: учитель истории и обществознания Троицкая Алёна Юрьевна 

Читать далее

Конспект урока «Подвиг» по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»), 4 класс.

6 ноября 2016 г.

Скачать материалы урока «Подвиг» по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»), 4 класс.
 Автор: учитель истории и обществознания Троицкая Алёна Юрьевна

Читать далее

Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

3 ноября 2016 г.

Вопрос

Ответ

1.

Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

2.

Какие документы регламентируют введение данного курса?

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.
  • Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.
  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  • Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ от 31.03.2015№08-461

3.

Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 урока, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

4.

Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения?

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

5.

Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы?

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

6.

Можно ли изучать одновременно несколько модулей?

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

7.

Каковы основные принципы преподавания курса?

Светский характер.

Культурологический подход.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

 

8.

В чём воспитательная составляющая данного курса?

Освоение курса должно обеспечить:

  • понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
  • укрепление духовной преемственности поколений.

9.

Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?

Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

10.

Кто может вести курс ОРКСЭ?

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

11.

Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

12.

В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

     

Читать далее

Анкета для родителей по теме "о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики"

3 ноября 2016 г.

Анкета для родителей по теме  "о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики"

Читать далее

Методическая разработка урока защиты проектов на тему «Формирование нравственных качеств личности младшего подростка через проектную деятельность на уроках основ религиозных культур и светской этики»

11 марта 2015 г.

Автор: учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №2» г. Заводоуковска, Иконникова Ольга Александровна

Возраст детей: 10-11 лет

Цель: формирование нравственных качеств личности младшего подростка через проектную деятельность на уроках основ религиозных культур и светской этики

Тип урока: урок обобщения и практического применения знаний.
Форма урока: урок защиты проектов.
Методы обучения (продуктивные): проблемное изложение материала, поисковый и исследовательский.

Читать далее

Методическая разработка уроков по теме: «История религий России» (18-19 уроки) в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»

9 апреля 2014 г.

Автор методической разработки: учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №2», Иконникова Ольга Александровна

Цели урока:

  • образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений об исторической роли мировых религий в становлении российской государственности;
  • воспитательные:
    • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
    • формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
    • развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий и причинно-следственных связей;
    • развитие учебно-организационных умений: умения планировать  деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
    • развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
    • развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
    • развитие коммуникативной компетенции.

Читать далее


УченикамРодителямЭлектронный дневникОбратная связь

2017 год экологии в России

Новые публикации

Родителям → Параметры погодных условий для отмены занятий в общеобразовательных организациях юга Тюменской области // 13 декабря 2017

Кабинет профориентации → 10 декабря- День открытых дверей ТюмГУ // 27 ноября 2017

Родителям → Информационные буклеты для родителей и учащихся: // 23 ноября 2017

Территория здоровья → Информационные буклеты для родителей и учащихся // 23 ноября 2017

Наш опыт → «Каждому человеку открыт путь в библиотеку» // 19 ноября 2017

Родителям → Памятки для родителей и учащихся // 15 ноября 2017

Территория здоровья → Памятки для родителей и учащихся // 15 ноября 2017

Мы - потомки героев! → Книжная выставка о Героях Советского Союза (наших земляках)  // 15 ноября 2017

Ученикам → Межрегиональный творческий конкурс для старшеклассников РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ 2017/2018 // 9 ноября 2017

Территория здоровья → Инструктаж по технике безопасности // 9 ноября 2017