Версия для
слабовидящих

Методическая разработка уроков по теме: «История религий России» (18-19 уроки) в 4 классе по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»

9 апреля 2014 г.

Автор методической разработки: учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №2», Иконникова Ольга Александровна

Цели урока:

  • образовательная - формирование у обучающихся первичных представлений об исторической роли мировых религий в становлении российской государственности;
  • воспитательные:
    • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов России;
    • формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • развивающая - развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, а именно:
    • развитие любознательности и наблюдательности учащихся, способности к установлению аналогий и причинно-следственных связей;
    • развитие учебно-организационных умений: умения планировать  деятельность по рациональному выполнению задания, давать самооценку;
    • развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
    • развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
    • развитие коммуникативной компетенции.

Задачи урока:

  1. формировать первоначальные представления по истории мировых религий в России;
  2. определять их роль в развитии культуры, истории и современности России.

Тип урока: урок применения предметных умений.
Методы обучения (продуктивные): проблемный, частично-поисковый и исследовательский, игровой.

Организационные формы обучения:

  • фронтальная (беседа, ответы на вопросы учителя);
  • групповая (группы постоянного состава): самостоятельная работа в группах с учебными пособиями и раздаточным материалом по выполнению учебных заданий;
  • коллективная: выступления по результатам работы в группах, самооценка и взаимооценка, игра.
  • индивидуальная: выполнение домашнего задания.

Организационный момент:

  • тема изучается в течение двух уроков;
  • класс делится на 5 групп постоянного состава;
  • класс рассаживается по группам.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал для групп:
    • набор иллюстративного материала по мировым религиям для изготовления коллажа;
    • задания группам.
  2. Презентация к уроку.

Ход урока

Технологическая карта изучения темы (2 урока)

Этапы занятия и цели каждого из них. Текущее время урока Действия учителя Действия обучающихся
Первый урок
1. Организационный этап (2 мин.)

Цель: организовать обучающихся на учебный процесс.
  • класс делится на 5 групп постоянного состава;
  • группам выдается раздаточный материал.
Класс рассаживается по группам.
2.Мотивация учебной деятельности обучающихся по теме урока (6-8 мин.)

Цели:
  • формирование у обучающихся первичных представлений об исторической роли мировых религий в становлении российской государственности;
  • развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы.
Вступительное слово учителя и вводная беседа по актуализации знаний:
  • Как называется наше государство?
  • Что означает понятие «федерация»?
  • Что характеризует разнообразие народов нашей страны?
  • Какие религии исповедуют народы России?
Задание 1: используя раздаточный иллюстративный материал, распределить его по группам и  составить коллаж «Мировые религии»

Оценка выполнения задания группами и продолжение беседы:
  • А знаете ли вы как эти религии пришли в нашу страну?
  • Сформулируйте тему урока.
Обобщение ответов обучающихся и объявление темы урока. Мы с вами должны ответить на вопросы:
  • какова история религий народов России,
  • какую роль эти религии сыграли в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняют в настоящее время?
Фронтальная работа.
Участие в беседе.
Работа с картой России.

Работа в группе: составление коллажа. Представление результатов работы классу.
Самооценка.
Взаимооценка

Фронтальная работа.
Участие в беседе.
3.Самостоятельная работа в группах (10 мин.)

Цели:
  • учить планировать деятельность по рациональному выполнению задания, координировать действия в группе, давать самооценку,
  • логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы.
Организация выполнения заданий по группам, консультирование.

Задания: Самостоятельно работая в группе с источником информации, рассмотреть историю мировой религии в России по плану:
  1. Когда изучаемая вами религия появилась в России?
  2. Какие события с этим связаны?
  3. Назовите имена людей, способствовавших появлению и распространению данной религии в России.
  4. Приведите примеры достойного служения Отечеству представителей данной религии в России.
  5. Какую роль данная религия играет в современной России?
Группа №1: знакомится с историей православия в России
Группа №2: знакомится с историей католицизма в России
Группа №3: знакомится с историей ислама в России.
Группа №4: знакомится с историей иудаизма в России.
Группа №5: знакомится с историей буддизма в России.

В качестве источника информации группам предлагается материал ЭУП А.Я. Данилюка «Основы мировых религиозных культур», уроки 18-19.
Работа в 5-х группах по выполнению учебных заданий, подготовка выступления по результатам исследования.
4. Представление группами результатов выполнения заданий (15 мин.)

Цели:
  • формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • развитие коммуникативной компетенции.
Обобщение и корректировка ответов обучающихся. Представление группами результатов выполнения заданий.

Самооценка.

Взаимооценка.
5. Подведение итогов работы групп (3 мин.)

Цель: формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
Подведение итогов работы групп, оценка работы групп. Участие в беседе, отметка на индивидуальной оценочной странице в тетради результатов работы на уроке.
6. Домашнее задание. Рефлексия (2 мин.)

Цель: учить планировать деятельность по рациональному выполнению задания, координировать действия в группе.
Объяснение домашнего задания.

Содержание домашнего задания: продолжить работу в группе. Разработать любую интеллектуальную игру по теме урока (викторину, кроссворд, интеллектуальное лото и т.д.)
Запись домашнего задания.

Координация работы группы по выполнению домашнего задания.
Второй урок
1. Интеллектуальная игра (30 мин.)

Цели:
  • формирование у обучающихся первичных представлений об исторической роли мировых религий в становлении российской государственности;
  • развитие учебно-информационных умений: умения работать с различными источниками информации, переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
  • развитие учебно-интеллектуальных умений: умения мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
  • развивать творческий потенциал личности.
Организация игровой деятельности обучающихся. Обобщение и корректировка ответов обучающихся. Обучающиеся  представляют свои творческие разработки игры и организуют игровой процесс.
2. Подведение итогов игры (4 мин.)

Цель: формирование культуры учебного труда, воспитание чувства ответственности за качество и результат выполняемой работы;
Подведение итогов игры. Подведение итогов игры.

Самооценка.

Взаимооценка.
3. Обобщение по теме уроков (3 мин.)

Цель: формирование  у обучающихся первичных представлений об исторической роли мировых религий в становлении российской государственности.
Обобщение по теме уроков о роли представителей различных религиозных конфессий в истории России и современной России.

Беседа: какую роль эти религии сыграли в истории нашей страны в прежние эпохи и какую роль выполняют в настоящее время?
Закрепление изученного материала.
4. Домашнее задание. Рефлексия (3 мин.)

Цель: учить планировать деятельность по рациональному выполнению задания, координировать действия в группе.
Домашнее задание: написать эссе (сочинение-размышление) на тему: «Что объединяет все мировые  религии?» или «Какую пользу приносят религии нашей стране?» Запись домашнего задания.

УченикамРодителямЭлектронный дневникОбратная связьРЦДО

Последние новости

Билет в будущее // 26 октября 2020

План мероприятий на осенние каникулы // 23 октября 2020

22 октября. Единый урок книги // 22 октября 2020

Музейные классные часы // 22 октября 2020

Премьера-2020 // 20 октября 2020

все новости

2018 год — Год добровольца (волонтёра)