Версия для
слабовидящих

Урок Мужества Герой военного времени

20 Февраля 2020 г.

Презентация к Уроку Мужества

Описание Урока Мужества «Герой военного времени»

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной системы образования. Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого, воспитывает нравственные качества и убеждения, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.

Сценарий урока Мужества подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». В подготовке материалов приняли участие учащиеся 3 В класса МАОУ «СОШ № 2».

Для достижения результативности мероприятия использованы различные средства: презентация слайдов, исполнение песни, стихотворений.

Урок подготовлен  для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Участники: учащиеся 1-9 классов, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.

На урок приглашены: Городниченко Мария Александровна, ветеран войны; Дубровина Тамара Петровна, относящаяся к категории дети войны; Скорикова Зоя Яковлевна, ветеран педагогического труда МАОУ «СОШ № 2»;

Цель:

Воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни земляков в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, проживающих в Тюменской области.
  • Закрепить представления о памятных местах,  связанных с Великой Отечественной войной.
  • Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, сражавшихся на фронтах войны.
  • Заострить внимание на необходимости сохранения памяти о своих предках, завоевавших мир на земле.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов Тюменской области.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения, музыку.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Оформление: плакаты, мультимедийная презентация, видеоролик песни «Ты же выжил солдат» в исполнении Т.Гвердцители, портреты земляков, участников войны, георгиевские ленточки.

Сценарий урока мужества «Герой военного времени»

(Учащийся на фоне музыки читает стихотворение Е.Исаева)

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да – вы скажете.

Неверно!

Они кричат, пока ещё стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат. Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником им

Была Земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся. И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Егор Исаев.

Учитель:Наш урок, Урок Мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.СЛАЙД 1.

-Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа.

Учитель: С победного 1945 года прошло 75 лет, но в майские дни вновь человеческая память обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей. С тех пор уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий, не видевших сожжённые деревни и разрушенные города, слезы и смерть от пуль и голода своих родных и близких. Но не стерлась в людской памяти эта кровопролитная война. Мы должны помнить и не имеем права забывать всё, что связано с историей и судьбой нашей страны, а значит – и каждого из нас…

Учитель: На нашем уроке присутствуют люди, которые знают о войне не понаслышке.

-Дубровина Тамара Петровна, она родилась в июне 1945 года. Тамара Петровна хочет поделиться своими воспоминаниями о своем трудном послевоенном детстве.  

-Сегодня на уроке присутствует Городниченко Мария Александровна. Она также относится к категории «дети войны»,  имеет удостоверение «Ветеран войны».  В феврале 2020 года была награждена  Памятной медалью к 75-летию Победы в ВОВ. Во время войны ей было всего 12 лет, но ей приходилось работать наравне со взрослыми в колхозе. Она поделится воспоминаниями о своем нелегком детстве.

(Гостям вручаются цветы)

Учитель:В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Алексея Толстого:  Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь. СЛАЙД 2.

-Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)

-Огромное количество героев взрастила наша Земля. Стоит только назвать такие имена, как,   Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Жуков. А сколько героических имен появилось в годы Великой Отечественной Войны!.СЛАЙД 3.

-В 1941 году все как один встали на защиту Отечества. Верные своему народу, Родине, воины нашей армии и флота в первые же бои с врагом показали высокие образцы героизма, сплочённости, стойкости и взаимовыручки.

-Страшная война длилась 1418 дней и ночей. Фашисты разрушили 1710 городов, свыше 70 тысяч деревень и сёл, 132 тысячи промышленных предприятий. За один день войны погибало 18655 человек, за час – 777 человек, за минуту 13 человек. Всего за вторую мировую войну планета Земля потеряла более 55 миллионов человек, а более 90 миллионов человек сделала калеками.

-Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.

-Кто такой герой?

-Каких героев вы знаете? (называют имена героев)

-Какого человека можно назвать героем? Подберите слова- ассоциации к этому понятию.

Учитель:  В словаре С.И. Ожегова слово герой определяется так:  «Герой -  человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Герои Великой Отечественной войны,  Герои труда, спорта, Герои нашего времени.)

-Много подвигов было совершено  во время Великой отечественной войны, многие стали героями и   были награждены высшими наградами: медалью «Золотая Звезда» и званием Героя  Советского Союза. 

-Сегодня речь пойдет об одном из этих героев, рожденных на нашей замечательной родине, в Тюменской области. Зовут этого героя Земляных Филимон Иосифович. Материал об этом герое собран учащимися 3 В класса МАОУ «СОШ № 2». При подготовке урока были использованы интернет-ресурсы: проект «Герои страны»; Портал «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г.г»), Проект «Дорога Памяти», сайт «Карта Памяти».

Учитель: Филимон Иосифович Земляных родился в 1915 г. в деревне ЛогашкинойБердюжского района Тюменской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил 4 класса.

СЛАЙД 4.

-В 1937-1939 годах проходил срочную службу в Красной Армии. В 1941 году был вновь призван в армию Бердюжским райвоенкоматом.                                            СЛАЙД 5.

-В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. От Курганской дуги до Балтийского моря пролег его боевой путь. Филимон Иосифович воевал на Западном, Брянском, 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Боевой путь прошел в составе 1620 лап. 1620- легкий артиллерийский полк.

                                                                                                                               СЛАЙД 6           -На портале«Память Народа» мы можем посмотреть  его боевой путь в составе артиллерийского полка (называют города, которые прошел полк  и боевые действия 1620 лап).                                                                                                                                    СЛАЙД 7.

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46761453/

-Кто такие артиллеристы?

-Послушайте одну из песен военных лет «Марш Артиллеристов», в которой рассказывается, чем же занималась артиллерия в годы ВОВ.

-Песня была написана в 1943 году - в самый разгар Великой Отечественной войны советским поэтом Виктором Михайловичем Гусевым и композитором Тихоном Николаевичем Хренниковым. "Марш артиллеристов" стал главным маршем этого славного рода войск.

https://www.youtube.com/watch?v=wK5vFaTgEz8

Учитель: К началу 1944  Филимон Иосифович воевал шофером 1620-го легкого артиллерийского полка 34-й артиллерийской бригады.

-Чем занимались шоферы в военное время? Какой подвиг они могли совершить?                                                                                                                                            СЛАЙД 8

-Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль как пехоты, так и кавалерии, снизилась, а на первое место вышла моторизированная техника.

-Но где есть техника, там должен быть и водитель, место человеческому фактору всегда остается. Водителей порой незаслуженно забывают, говоря о Победе в Великой Отечественной войне. Но шоферы не меньше других рисковали жизнью, доставляя бойцов на фронт, подвозя боеприпасы, занимаясь снабжением.

-Защиты и комфорта в их примитивных автомобилях было немного, все делалось за счет самоотверженности, стойкости, самопожертвования.

-Шофер-сибиряк, как и все другие шоферы, доставлял боеприпасы на передовую, при передислокации тащил на прицепе пушки, вывозил с поля боя раненых. Между делом Филимон Иосифович научился действовать за наводчика, заряжающего и даже командира орудия. Это ему очень пригодилось в боевой обстановке.

-О подвиге Филимона Иосифовича вы узнаете из рассказа вашего одноклассник(ученик рассказывает о подвиге Земляных Ф.И.).

18 августа сорок четвертого года советские воины вели решительное наступление против немецко-фашистских войск на территории Прибалтийских республик. Батарея легкого артиллерийского полка, в которой служил Земляных, отражала бешеные попытки танков и пехоты противника, пытаясь прорвать оборону стрелковой части в районе деревни Богачи.

Под огнем противника шофер цепляет к грузовику подбитую пушку, доставляет на полевую ремонтную базу, быстро загружается снарядами и опять спешит на передовую, где сражаются его товарищи.

Когда Филимон Земляных привел свой грузовик с боеприпасами на огневую позицию, здесь установилась зловещая тишина. Стрелять по врагу некому: многие из батарейцев убиты, некоторые тяжело ранены. Взялся было разгружать ящики со снарядами, как увидел приближающиеся вражеские танки. Подбежал к орудию- исправное. Вложил снаряд, прицелился в головной танк. И… промахнулся. «Поторопился», - подумал для себя Земляных. Уже спокойнее сделал второй выстрел. Есть! Вражеский танк замер на месте, окруженный дымом. Затем подбил еще один танк.

Танк стал пятиться назад и вскоре скрылся за холмом. Атака отбита.

На другой день, 22 августа, снова разгорелся жаркий бой. И в трудную минуту, когда у одного из орудий не осталось расчета, Земляных опять оставил свой грузовик и встал у пушки. За пятнадцать минут он поджег два танка. Третий тоже замер на месте. Опять воин-сибиряк вышел победителем из поединка. Во многих боях участвовал еще Филимон Иосифович, и всегда смелость и находчивость выручали его в трудную минуту.

Учитель: О своем единоборстве с фашистскими танками Земляных доложил командиру как о самом обыденном фронтовом эпизоде. И только раненые солдаты и офицеры, которым он спас жизнь, рассказали подробно все, как было…

-За отличие в этих боях Филимон Иосифович был награжден вторым орденом Красной звезды и командованием полка был представлен к присвоению звания Герой Советского Союза.

-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года красноармейцу Земляных Филимону Иосифовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».                                            СЛАЙД 9.

-Посмотрим его наградной листна портале«Память Народа» (каждому ученику на парту выдается копия наградного листа).                                                                     СЛАЙД 10

https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie46761453/

-Зачитаю выдержку из этого наградного листа: «За три дня жарких боев по освобождению Советской Прибалтики водитель Ф.И. Земляных лично уничтожил пять вражеских танков, спас двоих тяжелораненых офицеров и четверых солдат, вывез из-под огня противника четыре наших орудия».

-Вот такой огромный подвиг совершил рядовой водитель Советской армии.

Учитель: Окончилась война. В звании Героя Советского Союза Филимон Иосифович принял участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.     СЛАЙД 11

-Посмотрим кадры начала парада.

https://www.youtube.com/watch?v=oldVq-_xn34

Учитель:  С победой вернулся герой на свою малую родину, село Бердюжье. Его крепкие, с детства привыкшие к труду руки, истосковались по мирной работе. Герой приступил к работе шофера в райкоме партии Тюменской области.

-Умер 21 мая 1975 года, в год, когда страна отмечала 30-летие со Дня Победы. Похоронен в селе Бердюжье.

-Сегодня мы познакомились  с одним из патриотов своей родины, с героем Советского Союза, с его героическим поступком. Таких людей в нашей стране очень много. Их знает страна, их именами называют улицы,  школы, в которых они учились, им устанавливают памятники. 

-В селе Бердюжье именем Героя названа улица, у дома 16 установлен памятный знак. Его имя увековечено на Стелле с именами тюменцев- Героев Советского Союза в Тюмени, на стене памяти Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища. В Тюмени именем Филимона Иосифовича названа улица.

СЛАЙД 12-15

-Зачем улицам дают имена Героев?

-Давайте  и мы будем  хранить память об этих отважных людях,  рассказывать о них  своим близким и друзьям.                                                                     СЛАЙД 16-17

-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.

(Учащийся читает стихотворениеЛарисыРазумовой)

Опять весна и снова День Победы!
Всё дальше эхо страшное войны.
Как защитили прадеды и деды
Страну родную помнить мы должны!
Должны мы знать, какой ценой жестокой
Победу вырвали из рук врага
И сколько крови, сколько тел убитых
Земля в свои объятья приняла!
Увидев на параде ветерана,
Ты подойти, колено преклони
И поклонись святому человеку,
Ты, поклонись, до самой до земли!

(Песня «Ты же выжил, солдат»)

https://www.youtue.com/watch?v=lYpsMfTGkHk

Учитель:  В память обо всех солдатах Великой Отечественной войны у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг  к 9 мая 2020 года  будет возведен Мемориальный комплекс. Он создаётся по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто воевал здесь, кто удержал и обескровил силы гитлеровской группы армий «Центр».

-25-метровая фигура солдата на высоком насыпном холме будет стоять близ трассы М9. Имена павших будут увековечены на стальных плитах и в мультимедийной экспозиции музейного павильона, который станет филиалом Музея Победы.  СЛАЙД 18.

-Памятник создаётся без привлечения федеральных средств, на народные пожертвования.

-Открытие Ржевского мемориала Советскому солдату 9 мая 2020 года по праву станет центральным событием торжеств, посвященных 75-летию Великой Победы.

Учитель: Ребята, наш урок мужества подходит к концу.

-Что бы вы хотели пожелать всем ветеранам, которые прошли войну от начала до конца, всем труженикам тыла, которые трудились с утра до ночи, чтобы помочь защитникам страны, всем людям, которые знают о войне понаслышке?

-Ребята, я желаю вам счастливого детства и мирного неба над головой!

-Предлагаю изготовить поздравительную открытку с 70-летием Победы в ВОВ, в которой напишите все ваши пожелания. Изготовленные открытки мы вручим жителям города Заводоуковска в  преддверии праздника (под музыку изготавливают поздравительные открытки с пожеланиями)

https://mp3spy.ru/download/OdZg1Da9L7_psXiWjX0JCg/

УченикамРодителямЭлектронный дневникОбратная связьРЦДО

Последние новости

Информация для родителей // 27 марта 2020

Паспорт безопасности школьника // 27 марта 2020

Информация  // 27 марта 2020

Обращение // 19 марта 2020

Профилактика коронавируса // 18 марта 2020

все новости

2018 год — Год добровольца (волонтёра)