Версия для
слабовидящих

Внеурочное занятие творческой мастерской «Доброе мастерство» (роспись Дымковской игрушки)

6 мая 2014 г.

Учитель: Барышева И.С.

Цели:

  • Познакомить детей с дымковской игрушкой.
  • Научиться выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (круги, волнистые, точки, горошины, клетки)
  • Формировать у учащихся умение рисовать кистью элементы узора. навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией
Задачи:
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать гармоничное цветовосприятие.
  • Воспитывать интерес и любовь к родному народу через творчество народных умельцев

Приложение: презентация «Доброе мастерство» (роспись Дымковской игрушки)

1. Организационный момент

Деятельность учителя

«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано».

-Как вы её понимаете?

Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление- в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и  в наибольшей степени ощущает  себя творцом.

И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных « роботов»-живые человеческие руки не могут оставаться без дела.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов к мастерам Дымковской игрушки.

Деятельность учащихся

  • Организовывают рабочее место.
  • Слушают внимательно учителя.
  • Объясняют пословицу

ЭОР

  • Слайд 1
  • Эпиграф на доске

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Игрушки в нашей мастерской уже готовы. Но такие ли они красочные и красивые как на слайдах? Сформулируйте тему нашего занятия в творческой мастерской. Какие знания и умения нам будут необходимы на нашем занятии?

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя. (мы будем учиться росписывать Дымковскую игрушку)

  1. Рассмотреть Дымковскую игрушку.
  2. Выделить особенности игрушки: цвет и орнамент Дымковской игрушки.
ЭОР

На доске план работы

3. Знакомство с новым материалом

Деятельность учителя

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки, за две версты от нее,  появилось поселение- слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

Далеко ли от реки находилось поселение слобода?
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу- бога солнца и плодородия- весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе « Свистунья».

Почему «Свистунья»? (работа с легендой)
Почему свистульки стали символом праздника? Об этом вы узнаете из легенды. Я предлагаю вам поработать с текстом.

Почему свистульки стали символом праздника? В каком году впервые упоминается об этом празднике? Какой это век?

Деятельность учащихся

Объясняют значение слова «верста»

Работа с текстом
Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная…
Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско ,и с страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей». Впервые о празднике этом упоминается в 1418 году.

ЭОР

Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 7
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Верста - 1км 67 м

Слайд 11

4. Возвращаемся к плану урока (1 пункт)

Деятельность учителя

Рассмотрите внимательно особенности узоров Дымковской игрушки. Посмотрите на разнообразие узоров. По форме узоры просты и незамысловаты. Прочтите описание узоров и зафиксируйте информацию в таблицу.

Что же означает этот простой незамысловатый орнамент?
Объясните значение кружочков.
Что означают крестики и точки на Дымковских игрушках?  
Какое значение имеют линии?  
Что означают квадратики ? Что означают квадратики с точками?
Какие цвета используются при росписи игрушки?

Резерв к уроку. (Создание модели. Коллективная аппликация Дымковской игрушки.)

Деятельность учащихся

Рассматривают игрушки. Находят общие признаки

Работа с текстом
Чтение текста
Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:   Что же этот узор означает
Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле.
Квадратики - жилище
Линии – покой, воду.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Работа с таблицей
Фиксируют полученную информацию в таблицу.
Отвечают на вопросы учителя

ЭОР

Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14

Психогимнастика

Деятельность учителя

Сейчас рассмотрите внимательно свою игрушку.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.  Представьте себе что-то прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычными, сказочными. Используйте для этого разные средства и дополнительные детали.

Деятельность учащихся

  • Рассматривают игрушку
  • Релаксация

Самостоятельная работа учащихся

Деятельность учителя

Приступайте к работе.

Ребята, хочется  ли вам узнать секрет мастеров? Пришло время открыть его вам. Я предлагаю вам открыть этот небольшой короб и узнать секрет мастера. При этом необходимо соблюдать тишину и секрета не открывать.

Деятельность учащихся

  • Роспись игрушки
  • Открывают короб и читают секрет.

Итог урока. Рефлексия

Деятельность учителя

Игрушки сделаны. Не беда, если что-то сразу не получилось. Со временем придет чувство пластики, простых форм, понимание истинно народного искусства. Сегодня вы показали себя мастерами-волшебниками, в руках которых кусочки теста  превратились в веселые, жизнерадостные, изящные дымковские игрушки. Вы получили радость и удовлетворение от своей работы.

Экспресс-выставка

Деятельность учителя

Ярмарка ремесел выставка поделок. Мини-представление

Деятельность учащихся

В нашей школе номер два
Учиться любит детвора
Любим мы писать, считать,
Лепить, читать и рисовать.

В старину мы вновь попали
Много нового узнали,
О народных промыслах
 И умелых мастерах.

Все вдруг в школе удивились
Город Мастеров открылся
Приходи честной народ,
Ярмарка ремесел ждет.

В мастерских кипит работа.
Нам лениться неохота.
Ведь в народе говориться
Дело мастера боится.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.

Я слеплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались.
Нашим Петей-петушком
Сраженные остались.

Наша Дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

------------------------------------------------------

«Не то золото, что дорого и блестит.
А то дорого, что руками мастера создано».

Рассмотреть Дымковские игрушки
Выделить особенности Дымковской игрушки
орнамент цвет

Верста  -старинная мера длины, равная приблизительно
1 км 67 м

Дымковская игрушка

Легенда

Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная, огромная…
Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и с страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей». Впервые о празднике этом упоминается в 1418 году.

Работа с текстом

Прочитайте текст. Заполните таблицу.
Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:   Что же этот узор означает
Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле.
Квадратики - жилище
Линии – покой, воду.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Орнамент Дымковской игрушки Значение орнамента
   

 

Психогимнастика

УченикамРодителямЭлектронный дневникОбратная связь

2017 год экологии в России

Новые публикации

Обучающимся (инф. безопасность) → ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ // 23 июня 2018

Обучающимся (инф. безопасность) → Памятки по информационной безопасности для обучающихся // 23 июня 2018

Родителям (законным представителям) обучающихся → Памятки по информационной безопасности для родителей // 23 июня 2018

Родителям (законным представителям) обучающихся → Информация для родителей // 23 июня 2018

Педагогическим работникам → Методические рекомендации «Основы кибербезопасности» 2-11 КЛАСС // 23 июня 2018

Педагогическим работникам → Урок по безопасности в сети «Интернет» для педагогических работников  // 23 июня 2018

Педагогическим работникам → Всероссийская конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок» // 23 июня 2018

Педагогическим работникам → Методико-педагогическая программа «Основы кибербезопасности» // 23 июня 2018

Социально-значимая деятельность → ПРОЕКТ «РЕСТАВРАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ» // 23 июня 2018

Обучающимся (инф. безопасность) → Видеоролик "Береги свои персональные данные" // 20 июня 2018